Новости
2023-10-22 16:08

Независимый Ренкинг устойчивого развития регионов РФ’23 представлен на Конгрессе РАМИ

Ренкинг 2023 года основан на показателях 2022 года. Он представлен на конгрессе РАМИ 12 октября 2023 года в пленарной сессии III Российская конференции по устойчивому развитию и ESG трансформации. Проект как и прежде реализуется при поддержке Российской ассоциации содействия ООН (РАС ООН). Соответствие методологии ренкинга МГИМО базовым принципам ООН – залог востребованности и широкого использования полученного результата.

В октябре 2022 года на конгрессе РАМИ МГИМО представил широкой общественности первый ренкинг регионов Российской Федерации по достижению целей устойчивого развития по данным за 2021 год. Финальной версии предшествовала реализация пилотного проекта по шести регионам и его представление на различных площадках ООН и России. В рамках работы с результатами ренкинга 2021 команда проекта подготовила и представила восемь индивидуальных презентаций для отдельных регионов России. Их обсуждение с представителями регионов дало возможность уточнить методологию, устранить некоторые технические ошибки и выйти на новый этап более глубокого ренкингования и учета особенностей российской национальной статистики по устойчивому развитию.

Методология ООН по мониторингу достижения странами 17 целей устойчивого развития ООН (ЦУР ООН) предполагает использование значений показателей официальной национальной статистики, а также возможность дополнения показателей к установленным в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (A/70/L.1) «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

В методологии ООН используются 169 показателей, сгруппированных для каждой из целей устойчивого развития (ЦУР). В ренкинге МГИМО’23 мы вплотную приблизились к использованию данных для ренкинга в этом диапазоне оценочных метрик.

В отдельных случаях статистические отчетные данные Российской Федерации не содержат показателей, предусмотренных методологией ООН. В этих случаях в проекте предложены альтернативные показатели, доступные в национальной статистике РФ. Подобная практика выработки дополнительных показателей допускается Рекомендациями ООН.

В совокупности в версии ренкинга МГИМО’2023 использованы 128 показателей, доступных в национальной статистике РФ для оценки уровней достижения регионами ЦУР. Число показателей увеличилось на 69 по сравнению с предыдущим годом за счет появления новых данных в рамках реализации национальных проектов на территориях субъектов Российской Федерации.

В ренкинге МГИМО’2023 используется большее число показателей по сравнению с другими известными рейтингами/ренкингами регионов. Это объясняется необходимостью обеспечения наиболее полного мониторинга по всем ЦУР, так как движение по достижению каждой из них необходимо для реализации Повестки-2030. Другие рейтинги преследует решение прикладных задач и имеют ограниченное число включенных в оценку показателей. Например, в индексах RAEX используемое число показателей для сравнения регионов – 29, аналитика показателей устойчивого развития регионов Эксперт РА, НРА только формируется. ESG – индекс регионов СБЕР включает 16 факторов и основан на более чем 80 показателях, получаемых на основании специальных запросов группы к региональным органам государственной власти. Представленный отчет ИНФРАГРИН «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управления 2023» включает данные по 10 регионам РФ. Известно большое число ренкингов регионов по отдельным показателям и направлениям оценивания регионов, например: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ (Эксперт РА); Рейтинг устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов Российской Федерации (НРА); Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП (Минэкономразвития); Рейтинг регионов по достижению национальных целей (Консорциум Леонтьевский центр AV Group); Рейтинг оценки усилий региональных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан (Агентство стратегических инициатив) и другие.

Исключение из ренкинга МГИМО и РАС ООН показателей ЦУР 14 «Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития» объясняется тем, что большинство российских регионов не имеют выхода к морю и морским ресурсам, и включение этих показателей только для отдельных регионов приведет к искажению результатов ренкинга. Многие регионы в рамках дискуссий при обсуждении индивидуальных отчетов высказывали предложение сделать два ренкинга регионов, – второй только для регионов, имеющих выход морям и океанам. Однако, учитывая, что базовая методология ООН не рекомендует такого разделения между странами с учетом их географических особенностей, такое решение не представляется допустимым. По ЦУР 7 «Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех» национальная статистика РФ по-прежнему не содержит необходимых для сравнивания регионов показателей.

Важным изменением в методологии новой версии ренкинга 2023 стал переход к использованию относительных показателей там, где это допустимо, в расчете на душу населения.

По показателям потребления продуктов питания (ЦУР 2 «Ликвидация голода») введены максимальные ограничения в соответствии с рекомендациями по потреблению Минздрава РФ. Регионы, в которых потребление выше рекомендованных значений, в ренкинге МГИМО’2023 не получали дополнительных баллов.

В случаях, если национальные показатели по отдельным регионам не имеют численных значений в отчетности, но по укрупненным регионам такая статистика доступна, было принято решение использовать статистику верхнего уровня. Например, в национальной статистике для ЯНАО и ХМАО отсутствуют показатели потребления основных продуктов питания, было принято решение использовать в этом случае показатели для Тюменской области в целом.

Глубина анализа в рамках текущего ренкинга – 2019–2022 год. В тех случаях, когда к моменту составления ренкинга показатели за 2022 год не были обновлены в национальных статистических регистрах, использовались данные за последний доступный отчетный год. Показатели регионов за 2019–2021 годы были адаптированы для обеспечения сопоставимости в соответствии с новациями современной методологии ренкинга МГИМО’2023.

Ренкинг выполнен для 85 регионов Российской Федерации в соответствии со списком субъектов Российской Федерации: 22 республики, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 46 областей и 3 города федерального значения. Для новых регионов РФ статистические данные в необходимой глубине и полноте пока не доступны.

Важным итогом работы с ренкингом в течение 2022-2023 стала его практическая востребованность для разработки региональных стратегий устойчивого развития. Как показал проект, реализованный в Ульяновской области, эксперты регионов с большим интересом включаются в аналитическую и креативную работу по определению целевых метрик показателей устойчивого развития, инициативам по разработке мер и мероприятий с вовлечением правительства, бизнеса, общественности, университетов и волонтеров, которые могут быть включены в дорожные карты, и предусматривают как исследовательские проекты, законодательные инициативы, создание центров взаимодействия государства и бизнеса, повышение общественной инициативы и контроля за реализацией целей и задач стратегии устойчивого развития.

15 целей устойчивого развития ООН, включенные в анализ (ЦУР14 и ЦУР7 не рассматриваются), разделены на аналитические кластеры исходя из однотипности решаемых задач следующим образом:

Институциональный кластер включает ЦУР 1, 10, 16, 17

(1) Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах

(10) Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними

(16) Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях

(17) Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития

Экологический кластер включает ЦУР 2, 6, 13, 15

(2) Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

(6) Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех

(13) Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями

(15) Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия

Социальный кластер включает ЦУР 3, 4, 5

(3) Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

(4) Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

(5) Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек

Экономический кластер включает ЦУР 8, 9, 11, 12

(8) Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

(9) Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций

(11) Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов

(12) Обеспечение рациональных моделей потребления и производства
По каждому из кластеров формируются самостоятельные таблицы, шкалы ранжирования и графики согласно методологии, описанной выше.

Общий результат ренкингования регионов РФ по достижению целей устойчивого развития ООН МГИМО’ 2023

Первое место сохранила Москва с итоговым число баллов 813, 22; далее в первой десятке регионов лидеров устойчивого развития:

(2) – Белгородская область (в ренкинге МГИМО’2022 году – 2 место)

(3) – Калужская область (в ренкинге МГИМО’2022 году – 4 место)

(4) – г. Санкт-Петербург (в ренкинге МГИМО’2022 году – 15 место)

(5) – Ярославская область (в ренкинге МГИМО’2022 году – 8 место)

(6) – Республика Татарстан (в ренкинге МГИМО’2022 году – 19 место)

(7) – Липецкая область (в ренкинге МГИМО’2022 году – 18 место)

(8) – Республика Удмуртия (в ренкинге МГИМО’2022 году – 24 место)

(9) – Тульская область (в ренкинге МГИМО’2022 году – 9 место)

(10) – Московская область (в ренкинге МГИМО’2022 году – 6 место)

Ренкинг регионов РФ в рамках Экологического кластера за 2023 год.
Лидер в Экологическом кластере – Республика Марий Эл, на втором месте – Курская область, на третьем – Орловская область.

Ренкинг регионов РФ в рамках Экономического кластера за 2023 год.
Лидером по показателям Экономического кластера в 2023 году является Московская область, на втором месте – г.Москва, на третьем – Республика Татарстан.

Ренкинг регионов РФ в рамках Социального кластера за 2023 год.
Лидером по показателям Социального кластера в 2023 году является г.Санкт-Петербург, на втором месте – Чукотский округ, на третьем – Ямало-ненецкий округ.

Ренкинг регионов РФ в рамках Институционального кластера за 2023 год.
Лидером по показателям Институционального кластера в 2023 году является Мурманская область, на втором месте – Ленинградская область, на третьем – Владимирская область.

Центр устойчивого развития и ESG трансформации
Кафедра управления рисками и страхования