Новости

Итоги года. Ренкинг устойчивого развития МГИМО

К.Е.Турбина, заместитель директора ИМТУР МГИМО, зав. кафедрой управления рисками и страхования, руководитель проекта «Ренкинг МГИМО регионов Российской Федерации по достижению целей устойчивого развития (ЦУР) ООН» рассказала о его реализации и главных итогах.

Как возникла идея составить собственную методологию ренкингования регионов России по достижению целей устойчивого развития ООН?

Проект Ренкинг МГИМО регионов Российской Федерации по достижению целей устойчивого развития (ЦУР) ООН стал одним из флагманских проектов программы «Приоритет 2030» в 2021 году. Регионы нашей страны крайне разнообразны по социально-экономическим показателям и возможностям, во многом исторически сложившимся за предшествующие десятилетия развития. Различается структура экономики, обеспечение ресурсами, в том числе и трудовыми, у нас широчайший географический спектр — и так далее. Многие российские регионы не только больше по площади и населению отдельных стран, но и их объединений. Поэтому оценка скорости движения регионов России в достижении ЦУР и национальных целей устойчивого развития, которую решает Ренкинг МГИМО, не только обеспечивает сравнимость регионов, но и в конечном счете составляет базовый уровень формирования региональных стратегий устойчивого развития.

Такой подход возник из дискуссий с коллегами из Российской ассоциации содействия ООН при обсуждении глобального отчета ООН о достижении странами целей устойчивого развития в соответствии с Парижским Соглашением 2015 года и Резолюцией ООН 2017 года, принявшей специальный перечень из более чем 230 показателей, характеризующих прогресс стран в решении задач устойчивого развития. Объективность отчета обеспечена тем, что он основан на официальной статистике и информации стран ООН. Также и в Ренкинге МГИМО использованы только показатели официальной статистики по регионам России, представленной на государственных информационных статистических ресурсах.

Методология Ренкинга МГИМО основана на принципах методологии ООН с некоторыми допустимыми модификациями — например, дополнение целевых показателей, отказ от использования эталонных (целевых) показателей ООН (по многим из них страна и регионы давно имеют существенно лучшие показатели), максимальное использование относительных показателей на душу населения (с учетом обсуждений на индивидуальных презентациях с регионами страны) и другие. Их можно посмотреть в Отчете о Ренкинге МГИМО 2024.

Какие ключевые метрики использует ренкинг?

В текущем Ренкинге использованы 130 показателей официальной национальной российской статистики по 16 ЦУР ООН. Это большее число показателей по сравнению с другими известными рейтингами / ренкингами регионов от рейтинговых агентств или отдельных институтов. Это объясняется необходимостью обеспечения наиболее полного мониторинга по всем ЦУР, так как движение к достижению каждой из них необходимо для реализации Повестки-2030. В совокупности в текущем Ренкинге оценены 33 150 показателей по всем регионам страны за три года (2021–2023), проанализирована их динамика, что позволяет определить текущее место региона в Ренкинге и его динамику.

В Ренкинг 2024 включены показатели для оценки прогресса регионов в рамках ЦУР №7 ООН «Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех». Это сделало его еще более репрезентативным.

Все аналитические показатели по регионам сгруппированы в четыре аналитических кластера: экологический, социальный, экономический и институциональный, что позволяет упростить пользователям использование результатов ренкинга.

Ренкинг основан исключительно на ЦУР ООН или внесены коррективы, связанные с региональными особенностями субъектов Российской Федерации?

Коррективов, связанных с особенностями регионов страны, в методологию ренкинга МГИМО не вносилось. Это и понятно — 160 стран мира, ежегодно предоставляющие отчетность по достижению ЦУР в институты ООН, также чрезвычайно различны по уровню развития, преодоления голода, бедности, гендерного равенства, ресурсного обеспечения, структуре экономики, размерам, демографии и т.д. Но такие различия не учитываются в методологии ООН, и небольшие страны имеют не меньше возможностей ускоренного движения к лучшим показателям. Пять стран-лидеров Отчета об устойчивом развитии ООН за 2024 год — Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Франция. А вот мировые экономические лидеры США и Китай занимают соответственно 46 и 68 места. Россия — на 56 месте, что несколько хуже, чем в предыдущих отчетах.

Особая ценность как Ренкинга ООН, так и Ренкинга МГИМО — в фокусности. Показатели, включенные в анализ, покрывают все цели устойчивого развития — экологические, социальные, экономические, институциональные, что делает его комплексным, многосторонним решением для оценки уровня страны / региона в достижении устойчивого, сбалансированного развития.

Как оценивают Ренкинг? Востребован ли он?

Проект получил высокую оценку РАН. Было отмечено, что «уровень научной значимости подтверждается использованием типовых подходов, надежных источников данных. Научная новизна заключается в разработке авторского подхода и методики, что позволяет проводить сравнение фактических показателей регионов по уровню устойчивого развития, обосновывая уровень устойчивости каждого субъекта Российской Федерации. Результаты значимы для формирования обоснованных дорожных карт развития субъектов страны и достижения стратегической цели ее устойчивого развития».

Нельзя не отметить и востребованность Ренкинга МГИМО среди российских регионов, особенно регионов-партнеров РАС ООН, для которых в рамках проекта готовятся отдельные презентации, анализ сильных и слабых сторон стратегии и скорости ее достижения. Многие регионы используют результаты Ренкинга МГИМО для формирования глобальных стратегий устойчивого развития или решения отдельных задач в области образования, социального благополучия, моделирования основных векторов дальнейшей трансформации экономики регионов и социальной политики.

Какие общие выводы можно сделать по итогам трех лет реализации проекта?

Проект удался и имеет высокую репутацию среди пользователей, результаты Ренкинга МГИМО 2024 процитировали все центральные информационные источники. Ресурсное обеспечение проекта пока ограничивает наши возможности расширить «консалтинг» для регионов, и сделать, например, стандартным продолжением ежегодного Ренкинга — брейнсторминги со всеми заинтересованными стейкхолдерами в регионах (правительствами, законодателями, бизнесом, сообществами, волонтерами).

Число включенных показателей в Ренкинг будет расширяться как по мере расширения информационной статистической базы, так и за счет использования дополнительных показателей, которые предлагают регионы в рамках индивидуальных презентаций.

Можно считать, что МГИМО вносит заметный вклад в достижение ЦУР ООН российскими регионами, обеспечивая высокую транспарентность результатов и сбалансированный комплексный результат их оценки.

Портал МГИМО